пятница, августа 17, 2007

Средства Web 2.0 внутри предприятия - кому это надо?

Вначале этот пост назывался "Средства Web 2.0 на предприятии ... (менеджерам то зачем?)", но после некоторых размышлений я решил сменить заголовок, оставив первоначальный текст без изменений, но развивая некоторые мысли уже в комментариях.

---
Работая и в Borland и в Sun мне часто приходилось перелопачивать интранет-сайты в поисках необходимой информации. А находя ее - каким-то образом сохранять и категоризировать. Однако, чего точно не хватало (конечно - это лишь "одно из" ;) - единого инструмента сохранения ссылок на первоисточники и ранжирования этой информации по тем или иным критериям (будь то важность, степень детализации обсуждения интересующего вопроса или актуальность).

Конечно, с такой проблемой сталкивался не только я, но и множество сотрудников в любой компаний, где информация является повседневным и ключевым инструментом работы, сотрудников много, а информации - еще больше. Отсюда и внутренние обсуждения "а куда посмотреть" и "что почитать" (хорошо если не в списке рассылки, sic! - терпеть не могу этот инструмент, или e-mail обсуждении, с постоянно растущим числом участников, напоминающим в определенный момент письма, адресуемые To: AllEmployee ;-).

Как следствие, в лучшем случае - появление в компаниях (уже вне контекста упоминавшихся легендарных брендов*) Wiki как средств коллективного управления знаниями, внутренних блогов и, конечно, форумов. НО - чего мне лично (да и многим из тех сотрудников разных крупных ИТ компаний и не только, с которыми я обсуждал этот вопрос) не хватает:
  • Закладок (не все же хранить на локальном диске)
  • Ранжирования (самому оценить тот или иной материал и посмотреть на оценки других)
  • Опросов (голосования, включая возможность создания внутренних опросных online форм)
  • Персонификации работы с ресурсами в режиме dashboard или, если хотите, персональной портально-подобной страницы (уж не знаю как назвать лучше), формируемой/аггрегируемой из разных источников, что сразу наводит на мысль об еще одной причине такого внимания к композитных приложениям/SOA)
А ведь это и есть пресловутые вебдванольные с точки зрения инструментов, если не уделять столь (а иногда и слишком) большого внимания social relationship&linking. Только вот PHP в компаниях не увидишь, все больше бренд-named портал, хотя есть и технологические платформы (например, те же Joomla! или Drupal **) и, главное - просто немерянное количество инструментов, расширяющее их функциональность практически для любых целей обще-корпоративного накопления, обмена и управления знаниями, кстати, не менее интересного для поддержания взаимодействия с партнерами, если их роль в бизнесе компаний велика. А ведь Web 2.0 движим инициативой. И не только участников сообщества, но и разработчиков - т.е. создателей free & open source software.

Кстати, вот две августовские презентации Forrester с недавно прошедших телеконференций, в которых можно найти некоторые статистические данные из свежих исследований по обсуждаемой теме:

А причем тут менеджеры, кстати не только от ИТ, упомянутые в заголовке этого поста?

Как часто, сотрудники крупных компаний бывают в недоумении от маркетинговых или сейлз инициатив своих компаний? Как часто их голос не бывает услышан? А ведь from the field, при непосредственном контакте с заказчиками, очень многое часто видится, скажем так, иначе.

Необходимо ли менеджерам-лидерам получать обратную связь, анализировать полученную информацию и корректировать свои решения? ДА. Этим желанием они отличаются от обычных менеджеров, скорее руководящих, чем управляющих.
Я в этом убежден. И пресловутые 2.0 инструменты, зарекомендовавшие себя как средства повышения активности сообщества и часто генерирующие прекрасное содержание своим "коллективно-бессознательным" (безусловно, не без участия лидеров - куда же без них ;-) - отличные средства . Часто намного лучшие средства, чем даже регулярные тим-билдинги. Потому что это новые инструменты business continuity, и уже совсем не с точки зрения ИТ, а компании как таковой, где люди - не ресурс и не область сокращения костов, а движущая сила бизнеса.

Перечитал тот поток мыслей , который только что зафиксировал в тексте. Хм... ;)
Прямо-таки манифест web 2.0 для предприятий получился...
А может так и надо было назвать этот пост?
---

* Не считаю возможным обсуждать то, как и что устроено "внутри", пока сами компании не выразили желание поделиться такой важной информацией (как конкурентным преимуществом или наоборот ;) - прошу читателя понять меня правильно, это просто элементарное соблюдение этических принципов.

** У этих платформ есть очень сильные русскоязычные сообщества - просто погуглите или пояндексите по названиям (я указал лишь ссылки на оригинальные, т.е. первичные ресурсы)

Ярлыки: , , , , ,

Комментарии: 7:

Anonymous Анонимный сказал(а)...

Сам был свидетелем как подействовало на активность взаимодействия между сотрудниками одной небольшой фирмы(~60 чел)введение персональных блогов. Иногда для удержания сотрудников такого пути самореализации бывает достаточно и можно пережить так трудные времена :)

сб авг. 18, 09:05:00 PM  
Blogger Сергей Орлик сказал(а)...

Спасибо, Дмитрий!

Действительно, обсуждаемые вебдванольные ИТ-решения могут серьезно повлиять на организационную культуру предприятия, скорость принятия решений и их первичную оценку внутри организации до того, как станут публичными действиями (как я писал, например, в области политики продаж или маркетинга).

Не секрет, что далеко не всякий руководитель готов и хочет такого уровня прозрачности и внутренней публичности обсуждения тех или иных решений. Однако, телодвижения любой компании обсуждаются сотрудниками всегда. Так пусть лучше не в кулуарах/курилке/кафетерии, а более широко и публично внутри компании - с отдачей для бизнеса.

Конечно, этот подход никогда не убьет клановости и внутренней конкуренции. Но сделает их более эффективными для бизнеса. В том числе, помогая в удержании и росте (не обязательно вертикальном) наиболее активных сотрудников. Так что выигрыш от применения Web 2.0 внутри организации доступен всем - от рядового сотрудника до Директора/CEO.

А вот задача CIO, с моей точки зрения, быть носителем, движителем этой инициативы и обеспечивать непрерывность бизнеса не только с позиций создания отказоустойчивой программно-аппаратной инфраструктуры выполнения бизнес-процессов, но и предоставления (в лице ИТ) платформы накопления и использования корпоративных знаний, одновременно решая задачу создания естественной технологической среды для роста организационной культуры. Это тоже business continuity. И может быть даже более важный чем внедрение КИС. Ведь когда-то (только представьте себе! ;-) предприятия функционировали без автоматизации бухгалтерии, складов и были лишь люди...

сб авг. 18, 09:40:00 PM  
Blogger Сергей Орлик сказал(а)...

Интересный материал "в тему" нашел на сайте Harvard Business School:
Leading and Creating Collaboration in Decentralized Organizations

Он не о технологиях, но о потребностях организаций:
We have argued that no matter how a multi-divisional organization is designed, it will need to find effective ways to spontaneously and responsively coordinate information and activity across its resulting units.

Вот соответствующая collaboration-инфраструктура как раз и может быть построена на технологиях Web 2.0.

вс авг. 19, 01:56:00 AM  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

В общем верно. Есть разные проекты такого класса. Скажем в ЦРУ есть вики и она работает. Каждый поехавший в Ирак потом пишет уточнения по поводу гостиниц, опасносте итп.
А вообще это старая мысль - об этом говорят уже года два, и называется это Enterprise 2.0

вс авг. 19, 07:05:00 PM  
Blogger Сергей Орлик сказал(а)...

Миша, я не очень понял насчет "проектов такого класса". Ты имеешь в виду приведенные тобой пример с Wiki? Да - такие примеры есть. Но они не стали нормой в ИТ-шной инфраструктуре предприятий.

Что касается такого термина как "Enterprise 2.0" то, как ты наверняка догадываешься, я его слышал ;) Однако, этот термин мне кажется если и не совсем бессмысленным, то малообоснованным - поэтому я его и не использовал намеренно.

Скорее я готов называть этот взгляд на приоритеты и средства внутрикорпоративной автоматизации Intranet 2.0 или назвать его тем же Enterprise Web 2.0, о котором пишет Dion Hinchcliffe.

Появление такого понятия как управляющая компания - это Enterprise 2.0, появление виртуальных компаний, без офисных рабочих мест - Enterprise 2.0. Сам факт применения персональных компьютеров в различных бизнесах - это было Enterprise 2.0. Но ни появление CRM, ERP, ни даже E-Mail ни стали факторами превращения Enterprise 1.0 в 2.0. и вебдванольные технологии - не исключение, они влияют на бизнес, очень серьезно, но кардинально не меняют модель или форму ведения бизнеса. Они влияют на организационную культуру, ее зрелость (почему я и сослался в предыдущем своем комментарии на один из материалов Harvard Business School).

Так что извини - термин Enterprise 2.0 я пока не принимаю и, соответственно, не использую.

P.S. Да, говорят точно не дольше, чем про Web 2.0, особенно после небезызвестной публикация Тима О'Рейлли.

вс авг. 19, 07:48:00 PM  
Blogger Сергей Орлик сказал(а)...

Продолжая размышлять и искать ответы на некоторые вопросы, вспомнил про две статьи *Стена Гарфилда из HP, которые и вам рекомендую прочитать:
1. Identifying objectives
2. 10 Reasons Why People Don't Share Their Knowledge


* Sten Garfield, worldwide knowledge management leader at Hewlett-Packard Services, Consulting & Integration

пн авг. 20, 08:41:00 PM  
Blogger b1ur сказал(а)...

Сергей, тема эта очень интересна, спасибо что подняли ее и за ссылки! Думаю о начале использования средств веб 2.0 у себя в компании.

сб сент. 08, 11:43:00 PM  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница