среда, июня 30, 2010

Пара слов о восприятии - презентации, сайты, интерфейс приложений и… реклама

Пользовательский интерфейс iPhone, сайты популярных социальных сетей, минимализм строки поиска Google, “ленты” инструментов Microsoft Office, слайды презентаций Джобса – восхищения, споры, разочарования…

 

“One size does not fit all”, и я бы добавил еще “select it depends on time as well” – “размер” надо выбирать не только “по росту”, но и в зависимости от контекста.

 

Простой пример. Когда мы делаем презентацию о чем-то новом, пытаясь сфокусироваться на донесении общей идеи, концепции - нам нужен лишь фон, легко воспринимаемая иллюстрация к тому, что мы говорим. Но если мы передаем знания, проводим тренинг, нам нужны не только “опорные точки”, но структура/план (agenda), содержание/детали, выводы (summary). Кто не сталкивался с дилеммой – сделать красиво или информативно? С теми же презентациями – все выступили, прошла конференция, написаны и прочитаны отклики, но хочется уже в спокойной обстановке поднять материалы мерояприятия и проанализировать их в спокойной обстановке. И поднимая слайды презентаций натыкаемся на то. что в угоду визуальной “красоте”, обсуждавшаяся информация (если конечно была ;) оказывается “за кадром”.

Слушая докладчика, одновременно читать слайды с убористым 10pt шрифтом или разбираться в диаграммах из полусотни квадратиков – бррр….

image

Хорошо, к счастью материалы выложены и их можно посмотреть. Но просмотреть видео десятков выступлений – элементарно нет времени. А чтобы отобрать что смотреть – заглядываешь в слайды и видишь… – ну да, именно, 2-3 красивых картинки, и не просто без ссылок на материалы, а зачастую и без заголовка (чего обсуждалось-то?…:)

 

Но шоу есть шоу,и у него есть свои законы. так же как у knowledge transfer. Я, обычно, стараюсь делать слайды, обычно состоящие из двух групп – иллюстрации к выступлению и детализации идей. Вторая группа слайдов обычно скрыта во время выступления, но потом является неотъемлемой частью публикуемой версии слайдов. Потому что, понимаю – они могут восприниматься и как “контейнер” с информацией.

 

В разные моменты времени, форма представления и детализация информации необходима разная. Иногда и противоположный пример – новое приложение часто используют с различного рода “мастерами”, ведущими пользователя “за руку” по тому или иному сценарию. Со временем, пользователь часто отказывается от ряда предлагаемых мастеров. оптоому что уже ориентируется в пользовательском интерфейсе и функционале приложения. То же самое с сайтами. С новостями и газетами – “просмотреть заголовки”, и часто на этом останавливаемся, фильтруя и отмечая то, с чем хочется познакомиться в деталях. И все это связано с контекстом восприятия, который даже у одного и того же человека зависит от конкретного момента времени (в широком понимании – будь то ожидания от содержания настроение, потребность в деталях, и т.п.).

 

Простая, но от этого не менее эффективная модель или, если хотите, взгляд на варианты донесения идеи, информации (в т.ч. и ориентированной на эстетическое восприятие) лучше всего проявлется в рекламе. Кому-то цвет или размер машины важнее всего, а кому-то количество лошадей и крутящий момент. Причем эти кто-то вполне могут оказаться одним и тем же человеком ;) А называется все это – когнитивный стиль представления и восприятия информации. И именно этой теме посвящена блестящая статья из категории must read в MIT Sloan Management Review:

 

Morph the Web To Build Empathy, Trust and Sales

Ярлыки: ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница